Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.

 

Рабе Божией И.

(от 21 января 2012)

Как найти утешение

Ценнейшая у Господа Раба Божия И.,

вот, выкроил время на то, чтобы основательно ответить Тебе. Как поживаешь? Надеюсь, что мир и тишина в Твоей благословенной семье сохраняются.

* * *

Нашёл у святителя Игнатия Брянчанинова (в работе «Слово об Ангелах») объяснение сложного вопроса: для чего Бог вернул лукавого в рай искушать Адама и Еву, когда лишь святые могут находиться в раю.

Лукавый не ограничился одним падением, их было великое множество. Святитель Игнатий особенно выделяет два. Первое падение было довольно тонкое. За первые тщеславные помыслы и богопротивные действия (соблазнение других ангелов) лукавый был лишён общения с Богом и низвергнут с неба добрыми ангелами под руководством архистратига Михаила. Однако это Божье наказание было отеческим: для исправления заблудшей твари, для покаяния падших ангелов.

Бог видел, что не всё было потеряно для возгордившегося Денницы. Возможно (но необязательно), Денница даже задумывался о покаянии (или просто о возвращении на небо). И за это Бог, видя свои создания насквозь, вернул гордеца в рай с благой целью — дать ему шанс одуматься, раскаяться при виде Божиего благолепия и проявленного милосердия. Может быть, часть падших ангелов (менее утверждённых во зле) была спасена, но мы этих тонкостей не знаем.

Лукавый же использовал возможность возвращения в рай для того, чтобы искусить невинных людей, посеяв в их душах плевелы преслушания (от зависти к образу и подобию Божиему). Это было второе падение, при котором, по мнению святителя, лукавый стал невозвратно падшим.

Полагаю, что среди бесчисленных преступлений лукавого можно выделить третье, самое тяжкое падение — убийство Бога Иисуса Христа. Этим злодеянием вражина расписался в том, что обрекает себя на вечные муки. Очевидно, что бесы мучаются уже два тысячелетия, однако самая страшная участь их ждёт после Второго Пришествия Бога Иисуса Христа (когда их способность наслаждаться грехом перерастёт в однообразное, нестерпимое вечное страдание).

И меня, убогого грешника, та же участь может ждать, ибо покаяние моё практически и не начиналось ещё. Впрочем, держу ум во аде, не отчаиваясь, по совету святого Силуана Афонского.

* * *

Спрашиваешь, «как вести себя, когда другие на кого-то жалуются». Ответ на Твой вопрос есть у преподобного Исаака Сирина: «Когда начинает кто при тебе пересуждать брата своего, сделай печальным лицо свое. Как скоро сделаешь это, и перед Богом и перед ним окажешься охраняющимся» («Азбука духовная»).

* * *

Пишешь, что Тебе «нет прощения» за тяжкие грехи, «столько дров наломала». Этот помысел мне тоже знаком. Святые отцы определили, что исходит он от лукавого, который вводит нас во грех, изображая Бога милостивым, а после греха — беспощадным судиёй. В действительности же, преступления всего человечества в сравнении с милостию Божией — «что горсть песку, брошенная в великое море». «И как обильный водою источник не заграждается горстью пыли, так милосердие Создателя не препобеждается пороками тварей», — говорит преподобный Исаак Сирин.

* * *

Ещё пишешь, что «хочется поделиться и утешение найти от слов, а на таинстве исповеди как говорить, если осудить другого и роптать нельзя».

Правильно Тебе совесть подсказывает: ни судить, ни роптать нельзя. Исповедь предназначена для спасительного покаяния, а не для пересудов наших обидчиков.

Адам, призванный покаяться, отвечал Богу: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3:12). Этим он осудил Еву и даже возроптал на Бога (мол, Сам Творец виноват, что создал Еву).

Когда хочешь найти подлинное утешение, найди уединённое место (дома, в храме или в рождественском вертепе у храма). Там, перед иконою, поговори со Христом сначала своими словами. Расскажи Ему о трудностях материнства, о Твоей преданности Богу, поблагодари Его за то, что Он рядом, попроси Его укрепить Тебя духовно, благословить на те или иные дела.

Ты заметишь, что беседа Твоя — не монолог, а диалог. Совесть будет отвечать простыми, добрыми помыслами, как бы эхом: «Да, слышу тебя», «Да, помогу тебе», «Да, люблю тебя». Не стоит воспринимать эти мысленные реплики как послания свыше и откровения (Боже, упаси!). Это просто добрые человеческие мысли — утешение. Возможно, лукавый попытается вклиниться в беседу с угрозами и хулой, на него не обращай никакого внимания.

А после разговора прочти немного из Евангелия или молитвослова, помолись Иисусовой молитвой. Во время Иисусовой молитвы мы не должны представлять Бога и Его угодников в воображении. Схиигумен Иоанн Валаамский в своих письмах неоднократно советует «внимание держать в верхней части груди, ибо внимание есть душа молитвы. На сердце не надо нажимать вниманием. Если будет внимание в груди, то и сердце будет сочувствовать».

Храни Тебя Христос во всех Твоих делах!

С Любовью о Господе,
многогрешный раб Божий Сергий



 

к списку писем | к содержанию | оставить отзыв | вверх


Яндекс.Метрика